Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Доступная среда

ИНКЛЮЗИЯ

Распространение в нашей стране процесса  инклюзии детей с ограниченными возможностями психического и физического здоровья в образовательных организациях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование, которое закреплено законодательно

Инклюзия – это динамически развивающий­ся процесс, позитивно влияющий на систему социальных от­ношений. Развитие идей инклюзии укрепляет нравственное здоровье общества.

Инклюзивное образование – результат развития идей гума­низма, основывающихся на исключительной ценности чело­веческой личности, ее уникальности, праве на достойную жизнь, каким бы ни было ее физическое состояние. Это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые можно и нужно привнести в образовательный процесс,  тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями). Совершенствование инклюзивного образования и, в частности,  дистанционного обучения обеспечит доступность получения образования всем детям школьного возраста.

 

Инклюзивное образование включает в себя ряд важных ценностных установок:

  • признание для общества равной ценности всех учеников и педагогов;
  • повышение степени участия всех учеников школы во всех аспектах школьной жизни и одновременное снижение уровня изолированности некоторых групп учащихся;
  • изменение педагогических методов работы школы таким образом, чтобы школа могла полностью соответствовать раз­нообразным потребностям всех учеников, проживающих ря­дом со школой;
  • анализ, изучение и преодоление барьеров на пути полу­чения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учащихся школы, а не только для тех, кто имеет инвалид­ность или специальные образовательные потребности;
  • проведение реформ и изменений, направленных на бла­го всех учеников школы в целом, а не только какой-либо одной группы;
  • различия между учениками – это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать;
  • признание роли школ не только в повышении академи­ческих показателей учащихся, но и в развитии социальных ценностей местных сообществ;
  • признание того, что инклюзия в образовании – это один из аспектов инклюзии в обществе. Принципы инклюзии определяют новую парадигму об­разовательных отношений:

1 —  ценность человека не зависит от его способностей и до­стижений;

2 — каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

3 — все люди нуждаются друг в друге;

4 — подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

Закон   «Об образовании в РФ» статья 5 часть 5 гласит:

«В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов.., в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья»

Таким образом, закон закрепил за родителями  право  выбора между специальными образовательными учреждениями и обучением ребенка  в образовательной организации общего типа.

Стремление к тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающимися сверстниками, становится сегодня главной областью приложения сил многих родителей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии.

И согласно тому же закону администрация и педагоги образовательной организации, в которую попадает ребенок с ОВЗ, обязаны обеспечить ему  необходимые образовательные условия.

Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. 

Наша задача – помочь таким детям, научить учиться, приобретать навыки и умения, быть полноценным гражданином нашего государства.

 

Описание архитектурной доступности образовательной организации.

Образовательное учреждение :

— имеет три этажа;

— спортивный зал,  буфет,  библиотека с читальным залом, кабинеты технологии,  раздевалки, гигиенические комнаты; медицинский кабинет;

Наличие в образовательной организации материально-технической базы и оснащенности образовательного процесса (специальное оборудование, программно-методическое обеспечение, дидактические материалы)

 

По каждому классу в отдельности  и по всей школе имеются социальные паспорта.

 

Все дети с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся в школе, с сохранным интеллектом. Обучение проходит по общеобразовательным программам. Экзамены сдают на общих основаниях, но для некоторых детей есть сокращение до 2-х экзаменов за курс основной и средней школы.

В школе работает квалифицированный педагог-психолог, социальный педагог, проводят регулярно встречи с родителями разных категорий детей по вопросам адаптации к школе, по психологическим и другим аспектам воспитания и обучения.

Ряд педагогов и специалистов школы прошли курсы повышения квалификации по теме «Организация инклюзивного образования в образовательной организации».

Социальный педагог проводит инструктажи со всеми сотрудниками школы по вопросам организации работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.

 

Ссылки на нормативные правовые акты в сфере обеспечения доступной среды для маломобильных групп населения и инвалидов

Содержание